lasta (llasta) wrote,
lasta
llasta

Category:

"Любите ли Вы Брамса?" (Goodbye Again, 1961)

Так вот о фильме Анатоля Литвака. Смотрела я его, смотрела и непрестанно думала:"Наконец-то, ну наконец-то появился у меня новый фильм для непрестанного пересматривания." За неделю раз 8-10, целиком или частями. Если оценивать его от 1 до убогой 10, то я поставила бы 80 -- с открытой датой добора до 100. Ибо чем дальше, тем лучше. Потому что он настолько прекрасный -- и нет другого эпитета. Не Великое Большое Серьёзное Кино с Драмой, а лучше Трагедией, и ещё лучше про Войну или Предательство, без религиозных или моральных Дилемм, вообще без дилемм, потому что перед Поль (я привыкла к варианту имени из романа) никогда не стояло сомнения или выбора -- в том-то и драма. Но совершенно точно это фильм о жизненной драме, какая она в жизни как раз и есть, не в кино. В ней музыка, которая уводит за собой, не давая умереть от разрыва сердца, в ней французская лёгкость на лезвии ножа, предопределённость исхода женской жизни и жестокость, с которой втягиваются в эти жернова люди хорошие, безвинные и заслуживающие самого что ни на есть здорового счастья. В ней и тяжесть почти наркотической привязанности к чему-то слабому, заведомо неверному, хотя и всё понимающему -- но ничего не меняющему во улучшение. И в ней рокировки людей и их ролей по отношению друг к другу, так часто встречающиеся в пересечении людских взаимодействий -- и через них увидеть бы другого на своём месте и сменить бы своё привычное положение... но нет, бороться с зависимостью кажется кощунством.

Как же мне ненавистен типаж, мастерски схваченный Ивом Монтаном (в книге Роже, кстати, не таков). Когда-то я бы с пониманием отнеслась и к нему, и ко всему этому мороку Поль -- и относилась. Но сейчас я уже понимаю, что -- нет. И хватит об этом.

Ингрид Бергман хороша всегда, не говоря уж о том, что она идеально подходит под эту роль. Конечно, если бы надо было иначе интерпретировать Поль, то можно было бы взять, скажем, Жанну Моро, но в 61 году ей было 33 года, т.е. Перкинс был младше её на 4 года, а не на требуемые 15 :) Вообще Энтони Перкинс -- это главное завоевание фильма. Заслуженный приз в Каннах и, по мне так, лучшая его киноработа вообще. Ну был ещё отличный и неожиданный эпизод в "Жизни и времени судьи Роя Бина" Джона Хьюстона в 1972 году, но это надо знать Тони Перкинса, чтобы понять, насколько это вообще неожиданная роль (и понятно, где берёт свои корни, скажем, полковник Ланда из "Бесславных ублюдков" или Густав из "Отеля Гранд Будапешт" -- но только какие же они излишне детализированные и по-современному суетные в сравнении с чистым классом ЭП). Вообще ЭП тот редкий пример актёра, у которого нет амплуа: он играл людей самых разных психотипов, порой даже обидно, когда эмпатия не допустима с моральной точки зрения. Но Филипп (Симон) в "Брамсе" не из их числа.

Как легко было бы скатиться в ожидаемый штамп любовного треугольника с нетипичной разницей в возрасте. Как красиво и глубоко Анатоль Литвак не делает этого. Впрочем, герой Монтана всё же несколько клишированный, и можно было бы развить эту тему в нескольких направлениях на выбор, но тогда это увело бы от главного в фильме (хотя не в книге) -- от юного героя Перкинса. Хотя как юного, вообще ему не 18, а 25 -- и он чётко даёт это понять, что играет в его пользу. И потому драма его, по большей части, скрыта от глаз Поль -- и понятно, почему он это старается делать, и от этого лишь сильнее скребут кошки на душе. При пересматривании начинаешь замечать, сколь много внимания ЭП уделяет жестам, мимике, казалось бы, скрытым от кинообъектива -- и как всё это раскрывает персонажа, его истинное состояние, настоящую глубину его переживания, не предназначенных для знания женщины -- но известных зрителю. И как меняется его голос в течение одной только фразы! Фильм был снят на английском, но потом дублирован этими же актёрами на французский (ЭП в совершенстве владел французским и вообще снялся во многих фильмах на нём, скажем, у Клода Шаброля, который тоже вот эксплуатировал его дарование совсем иначе, чем американские режиссёры).

Но я не могу продолжать писать сухо и отвлечённо об этом фильме. Потому что он прекрасный, наполненный волшебством, несмотря на всю его невесёлую начинку. Потрясающе раскрытые образы, всегда способные удержать планку высокого класса и хорошего вкуса -- даже там, где менее добросовестный режиссёр бы дал сентиментальную слабину для массовости. В общем, собиралась-собиралась написать хорошо, глубоко и чудесно -- а не могу. Тот случай, когда слова абсолютно беспомощны по сравнению с цветом и звуком, вторящими свой вальс в душе.

Tags: cinemateque, litera
Subscribe

  • Mook -- "Forthcoming Debut Album" (2010)

  • Кирилл Иванович

    Оригинал взят у littlehirosima в Кирилл Иванович умер. Мой второй курс, первое заседание кафедры. Я семеню с тетрадкой за Богом.…

  • Цыганочка с выходом

    Итак, обещала рассказать о костюмах на этот НГ. Варя цыганка. Как и я когда-то (кстати, как раз тогда, когда и брат был мушкетёром. Мы тогда чёрные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments